биография
новая жизнь
новости
мировое
признание
критика
Библиография
 

Критика, производные работы / Духовность Паоло Коэльо: Под знаком Кролика

Критика, производные работы
Паломничество в Сантьяго - де-Компостелу
Уголок читателя "Ведьмы с Портобелло"
Социальные общества
«Маг» - контракт с дьяволом
Паоло Коэльо и его новая женщина
Курс магии, или сборник афоризмов
Победитель остается один
Экранизация романа П. Коэльо «Вероника решает умереть»
«Книга воина света»
«Одиннадцать минут»
«Брида»
«Заир»
«Пятая гора»
Духовность Паоло Коэльо: Под знаком Кролика
Паоло Коэльо "Алхимик"
«На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала»
«Мактуб»
«Победитель остается один» - сплошное разочарование
Главный урок романа «Алхимик»
"Ведьма с Портобелло"
Коэльо против Борхеса
Уроки Пауло Коэльо
Читатели о книге «Вероника решает умереть»
Книги Коэльо и христианство

Двадцать лет назад редакторы солидных бразильских издательств, вероятно, советовали Пауло Коэльо оставить занятия литературой. Несомненно, они действовали из лучших побуждений: его литературный дебют тотчас же выявил отсутствие таланта у автора.

«Прислушивайтесь к своим сердцам, учитесь различать знаки, которыми усеяна ваша дорога жизни, и, прежде всего, идите за мечтой» [1], — вот уже несколько лет эти наставления будоражат воображение российских читателей. На смену трудному пути бескорыстного совершенствования одинокой «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, пришли «простые истины» бразильского писателя Пауло Коэльо. Рожденная контркультурой 1960-х годов, повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» объединяет традиционные евангельские темы и идеи дзэн-буддизма. Притча о мечте Джонатана, изначально обращенная к немногим избранным, нашла отклик в сердцах нескольких поколений неоромантиков [2]. Но прошли годы, и современных читателей привлекает «дорога познания для самых обыкновенных людей», которой их ведет бразилец Пауло Коэльо.

«Очарование мудрости Сокрытого»

Двадцать лет назад редакторы солидных бразильских издательств, вероятно, советовали Пауло Коэльо оставить занятия литературой. Несомненно, они действовали из лучших побуждений: его литературный дебют тотчас же выявил отсутствие таланта у автора.

«Паломничество: современный поиск древней мудрости» или «Дневник мага» — своеобразный отчет о 55-дневном паломничестве самого Коэльо из Франции в Испанию в местечко Сантьяго де Компостела. Его попытка описать знаменитый путь средневековых паломников настолько невыразительна и скучна, что книга не годится даже в качестве путеводителя. Коэльо описывает поиски символического «меча», обещанного ему наставником некоего мистического католического ордена RAM, если он с честью выйдет из всех испытаний на пути познания. В поисках его сопровождает проводник Петрус — воплощение образа современных учителей альтернативной духовности. На пути Коэльо подстерегают опасности в виде неистовых демонов; он учится впадать в транс, говорить с духом-вестником Астрейном, развивать интуицию, замедлять течение времени и т.д. В конце пути он попадает к Древу Знания и обретает наивысшую благодать, т.е. «меч».

Как и следовало ожидать, «Паломничество» не заинтересовало никого, кроме узкого круга издательств, публикующих эзотерическую литературу. Однако Коэльо не оставил своего занятия, и в 1988 году из-под его пера вышел «Алхимик» — еще один роман, изобилующий христианским мистицизмом, бессмысленными метафизическими размышлениями и каббалистикой. Литературные критики хранили молчание, и тогда за дело взялись маркетологи. Двадцать лет неослабевающего интереса публики к необременительным духовным исканиям подняли тиражи книг Коэльо, принесли автору мировую известность, французский Орден почетного легиона в 2002 году и специальную премию «Кино за мир-2008» за видеопроект «Экспериментальная ведьма» [3]. Вопрос несоответствия оглушительного успеха бразильского писателя качеству его произведений перестал быть актуальным с тех пор, как его романы на полках книжных магазинов перекочевали из раздела «эзотерика» в раздел «художественная литература». Язык писателя невыразителен, его герои одномерны, однако критики единодушно заявляют: Пауло Коэльо — скверный писатель, но предприимчивый рассказчик. Современные бразильские литературоведы объясняют его успех способностью отвечать на запросы читателей, нуждающихся в «воодушевлении» [4] и позитивной жизненной философии, поскольку чтение романов Коэльо создает приятное ощущение прикосновения к «знанию» [5].

Летом 2006 года романы Коэльо вошли в десятку самых продаваемых в России книг наряду с «Кодом да Винчи» Д. Брауна и «Духless» С. Минаева. В статье «Литературное обострение» сценаристка, телеведущая и публицист Д. Смирнова пишет:

Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушенного читателя, объясняется, прежде всего, его необычайной серьезностью, гусиной какой-то важностью — скука смертная… вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намека на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьезность и делает Коэльо таким популярным писателем. Дешевая, продаваемая вразнос мистика просто обязана сохранять на физиономии вечно суровую мину тайного знания, иначе ее никто не купит [6].

Романы Пауло Коэльо — продукт, выращенный на плодородной почве христианской традиции. В своих книгах он смешивает элементы средневекового мистицизма, черной магии, алхимии, спиритизма француза Алана Кардека, рассказы о чудесных исцелениях некоего доктора Фрица (известного в Бразилии медиума), идеи любимых им Борхеса и Кастанеды и, из всего этого, «стряпает» с трудом усваиваемые блюда.

В отличие от романов Габриеля Гарсия Маркеса и Жоржи Амаду, его произведения не имеют никакого отношения к Южной Америке. Сам он считает, что повествует о всемирном поиске смысла жизни. В действительности, Коэльо интересует только он сам: тема душевной боли отчетливо проступает в книге «Вероника решает умереть», наиболее честной и неподдельной из всех им написанных. Сын состоятельных родителей, он всю жизнь отстаивал право выбора собственного пути, бросив университет и увлекаясь идеями хиппи, наркотиками, театром, журналистикой и мистикой. Писатель не отрицает, что творчество помогает ему справляться с психологическими травмами, полученными в молодости (родители помещали его на принудительное лечение в психиатрическую клинику). Отчасти, громкий успех для Коэльо — способ доказать отцу, что он был прав, не став юристом. Он прекрасный организатор и отлично знает, как поставить издание книг «на поток»; определение «бедный поэт» подходит к нему меньше всего [7].

«Новая духовность» в книгах Пауло Коэльо

Христианские страны переживают эпоху религиозного плюрализма: в секуляризированном обществе присутствие традиционной Церкви отошло на второй план. «Религия была приватизирована. Ее стали воспринимать как частное дело или точку зрения отдельных людей или групп» [8], — констатировал социолог Харви Кокс в 1965 году. Через двадцать пять лет он отмечает: «Я писал тогда, что секуляризация — „не Мессия. Но и не Антихрист. Это просто опасное освобождение: ведь секуляризация повышает ставки“, расширяя диапазон человеческой свободы и ответственности. Она требует большего риска, чем те порядки, которым она пришла на смену…» [9].

Сегодня человек сам выбирает религию и определяет уровень своего участия в духовной жизни группы единомышленников. Свобода придала духовности иную форму и содержание: она перелицевала и стилизовала религиозные предпочтения на свой вкус, соединив натурализм с восточным пантеистическим мировоззрением и анимизмом. Стремление к «новой, сиюминутной духовности» возникло отчасти потому, что Церковь не смогла адекватно защитить догматы о том, что Бог не является частью мира (трансцендентность Бога), но в то же время присутствует в мире и участвует в жизни творения (имманентность Бога). Сегодня многие люди основывают свой духовный опыт не на рациональном мировоззрении, а на интуиции и исследовании своей души: «Бог — во всем, что нас окружает. Его присутствие надо прочувствовать или пережить» [10].

«Альтернативная» или «новая духовность» — преемница философии движения Новой Эры. Расширив горизонты мировоззрения Новой Эры образца 1970-1980 годов, она стала феноменом массовой культуры. «Новая духовность» — это эклектичный набор идей, философия стиля жизни, где есть место как исцелениям у знахарей и реорганизации дома и офиса в соответствии с принципами феншуй, так и трансформации личности путем изменения состояния сознания. В прикладной сфере бизнеса, медицины, образования, спорта, экологии и психологии человека «новая духовность» постепенно формирует представление, что религиозная составляющая второстепенна, и важен лишь поиск смысла существования, тайного знания и исцеления.

Дар заклинать духов, почти абсолютный контроль над материей, связь с другими мирами — все это было гораздо интересней, нежели ритуалы RAM. Не исключено, что они найдут более практическое применение в моей жизни… я узнал, что приобретенные познания помогают мне одолевать водопады, одерживать победы над Врагами, беседовать с Вестниками о вещах практических и реальных. Да, я увидел лик моей Смерти и Голубую Сферу Любви Всеобъемлющей, заполняющей весь мир [11].

Смысл жизни сводится к накоплению знаний и духовному развитию или самореализации. На популярном, потребительском уровне эти эксперименты производятся с привлечением разнообразных источников: «Ты заставил меня понять, что каждый ищет счастья по-своему, и не существует образца, который можно передать другим» [12]. Кто-то экспериментирует со скрытыми способностями мозга на психотренингах, кто-то увлекается астрологией, оккультизмом, уфологией или нео-язычеством.

В книгах Пауло Коэльо встречаются многие из перечисленных элементов, включаю магию. Например, роман «Брида» получил следующие рецензии: «Пауло Коэльо прочно связывает христианское учение с колдовством, мистикой, гаданием и другими практиками» [13]. «Эта пестрая смесь из туманных гностических изречений, отсутствия действия и ведического обряда посвящения в качестве кульминации истории больше всего придется по душе стойким поклонникам Коэльо» [14].

Магия — древнейшая форма религиозности, направленная на овладение внешним миром посредством неких незримых сил, находящихся в распоряжении колдуна. Классик сравнительного религиоведения Джеймс Фрезер полагал, что магия и религия, как два конкурирующих мировоззрения, по-разному отвечают на принципиальный вопрос: «Носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер?» [15] В христианском контексте вопрос звучит так: управляет ли миром Личность, Творец или некая безличная сила? По Фрезеру:

Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар [16].

Библия дает однозначную оценку магии и предрекает Божественную кару Вавилону, в котором процветало это «совершенно трезвое, прозаичное и даже грубое ремесло, служащее чисто практическим целям…» [17]:

Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, — и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь (Ис. 47:8-12).

В «Дневнике мага» Пауло Коэльо фактически низводит Церковь до уровня магии: «И вот еще… Ты, помнится, сказал, что я встречусь с колдуном, а я встретил монаха. Что общего у магии с католической церковью? В ответ Петрус произнес одно-единственное слово: — Всё» [18]. Далее Петрус рассказывает о друге-алкоголике, который по привычке всю жизнь перед сном читал «Аве Мария». После его смерти Петрус спросил у духа Древних, где сейчас находится его друг. «Дух ответил, что с моим другом все прекрасно, он пребывает в Свете. Получается, что, даже не имея веры, а, только совершая ежедневно молитвенный ритуал, он получил спасение» [19].

«Новая духовность» отдает предпочтение средневековому мистицизму, индуистским или буддистским учениям или суфизму (исламскому мистицизму) [20]. Склонность к мистицизму связана, главным образом, с внутренним складом личности, способной переживать особые «состояния близости к чему-то неизмеримо большему и возвышенному, ужасающему и вызывающему трепет — близости вплоть до полного слияния с этим „объектом“, до совершенной утраты индивидуальных особенностей» [21]. Пауло Коэльо не упускает из виду и это стремление души. В романе «Ведьма с Портобелло» героиня по имени Афина сливается с Космосом и открывает новые измерения посредством экстаза:

В танце я обретаю свободу. Верней сказать, я становлюсь свободным духом, который может странствовать по всей Вселенной, наблюдать настоящее, угадывать грядущее, превращаться в сгусток чистой энергии. И я получаю от этого огромное наслаждение и ни с чем не сравнимую, никогда прежде не испытанную радость…[22]

Там же автор повествует о некой сибирской секте, «члены которой считали определенный вид танца средством спасения от всех бед, ибо он позволял вступать в контакт со „светом Вершины“» [23].

Да и в записях было сказано лишь, что надо танцевать до изнеможения, уподобляясь альпинистам, совершающим восхождение на вершину. Танцевать до тех пор, пока не начнешь задыхаться, и тогда организм будет получать и потреблять количество кислорода, к которому не привык. Это приведет к потере ощущений пространства и времени и к утрате собственной личности. Танцевать под ритмичный звук барабана, повторяя это ежедневно, и осознать, что в определенный момент глаза начинают закрываться сами собой, и мы различаем исходящий из нас свет, который отвечает на наши вопросы и высвобождает скрытое в нас могущество… [24].

Иисус Христос по-прежнему остается интригующей фигурой; к Нему относятся с уважением, однако достоверность Библии ставится под сомнение либеральными учеными-библеистами («Семинар Иисуса») или «теориями заговора» (фильм «Дух времени»). В то время как жизнь Иисуса приукрашивается мифами, Его уникальность как Спасителя замалчивается или попросту отрицается.

В «Дневнике мага» Иисус предстает слабым и униженным, а Варавва (евр. Бар-Абба, «сын отца») бунтарем с гордо поднятой головой. «Бог знал, что народ предпочтет смерть слабого, чтобы Он таким образом доказал Свою Любовь» [25]. По словам проводника Петруса, «сын Божий» был бы распят независимо от выбора толпы. «Это вызов библейской герменевтике и глумление над христианской верой», — считает Маркос Антонио Гимарейнш из Университета Куяба в Бразилии [26]. Для Коэльо главное — «воодушевление» и пробуждение Бога, дремлющего в душе каждого человека. Спасительной вере в Иисуса Христа, искуплению и преображению нет места в душе тех, кто стремится раскрыть свои возможности в земной жизни:

Ты пришел в этот мир научить нас всему, на что мы способны, а мы не желали внимать Твоему поучению. Ты показал нам, что Слава и Сила доступны любому, и они, внезапно явленные нам, ослепили нас. И мы распяли Тебя не потому, что оказались неблагодарны по отношению к Сыну Божию, а потому, что испугались признать собственные свои возможности. Мы распяли Тебя от страха, что сами станем богоравными. Под воздействием времени и традиции Ты снова превратился в одно из отдаленных божеств, мы же вернулись к нашему человеческому уделу [27].

Стоит ли читать книги Пауло Коэльо?

Во-первых, эти книги не имеют никакого литературного достоинства. Во-вторых, верующие, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14), могут легко распознать «эзотерический коктейль», который предлагает «вечный странник» Пауло Коэльо. Понять, о чем романы бразильского писателя нетрудно — достаточно взглянуть на аннотацию к книге. Утвержденным в вере христианам, которым свойственна твердая пища, не следует «увлекаться учениями различными и чуждыми; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9).

Для людей только приближающихся к Богу, новообращенных, неокрепших христиан и тех, кто склонен к альтернативной духовности, романы Коэльо, несомненно, представляют угрозу. Все «несведущие в слове правды» могут получить ложное представление о Христе, Библии и Церкви. Им будет проповедана «дорога познания для самых обыкновенных людей»28, ведущая в пантеистический мир Бога Любви, где действует закон воздаяния, и в котором крест Христа — «символ бесконечного могущества, которым наделен всякий из нас» [29]…

«С библейской точки зрения Пауло Коэльо — духовно прельстившийся человек. К великому сожалению, ведет за собой толпу людей, простодушно впитывающих его идеи», — полагает бразильский апологет д-р Пауло Ромейро [30]. Безусловно, Коэльо слагает песнь, приятную уху наших скучающих современников, приглашая их разорвать оковы, пробудить Бога внутри себя и следовать за мечтой, при этом воздерживаясь от политики. Он, как и его читатели, не знает здравого учения и обращается к басням (2 Тим. 4:3,4). Но, быть может, и «льстящий слуху учитель» однажды поймет, «что ответы на вопросы дает не совершенное сочетание всех религий и верований, а безусловный выбор истинной веры» [31].

«Ну, и при чем здесь кролик?» — недоумеваете вы. Ответ прост — «коэльо» переводится с португальского как «кролик». Забудьте о Водолеях, Рыбах, Львах и Скорпионах: современный мир живет под знаком Кролика.


Warning: mkdir(): Permission denied in /home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/r4_libs.php on line 400

Warning: mkdir(): No such file or directory in /home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/r4_libs.php on line 400

Warning: rmdir(/home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/6637b5b50358c/6637b5b50358c): No such file or directory in /home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/r4_libs.php on line 417

Warning: rmdir(/home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/6637b5b50358c): No such file or directory in /home/glakes/pcoelho.ru/rzgn/r4_libs.php on line 417

© Паоло Коэльо. Книги и литературная критика. Поддержка: utro@pcoelho.ru